«Школа, эти годы не забыть»… лишь двоечникам.
Уходят выпускники со школьного двора. Вся линейка провожает в добрый путь последним для них школьным звонком. Вчерашние ученики, оглядываясь, обещают не забывать свою школу, класс, классного руководителя. Стоишь ты и плачешь по любимому «спецнабору», по этим «оболтусам», и проплывают мысли: «А вот Светка моя — олимпиадница, наверно, поступит в хороший ВУЗ… Вспомнит еще меня, скажет спасибо за то, что я ее постоянно тянула к себе после уроков», «уф, Вадим, слава богу, ты уходишь. Сколько я от тебя натерпелась», «Петя так же неуклюж, как и 5 лет назад, как же он без нас? Куда же он потом денется»…
Проходит год-два, встречаете вы любимую олимпиадницу на улице, а она прячет глаза и, еще хуже того, переходит на другую сторону дороги. Вот тебе и Светка… А казалось бы, кому, если не ей, помнить учебу, преподавателей? Есть кому: самым неуспевающим детям. Они лишний раз забегут, расскажут, кого из класса встречают, кто — куда поступил, куда уехал, где работает. Но самое главное — не злитесь вы больше за проказы того же Вадима, а обнимаете его и с интересом выслушиваете и переживаете…
Почему же двоечники, бездельники и «шум-машины» помнят учителей больше?
Ответ на это прост: усиленное внимание, повышенный интерес учителя к дисциплине неуспевающего ребенка, постоянная поддержка связи с родителями… Человек, испытав подобные наказания однажды на своей шкуре, запоминает их на всю жизнь. И любое всплывшее из памяти «кем же ты устроишься, если не будешь учиться» в момент поиска работы благотворно влияет на отношение к бывшему наставнику.
Отсюда — благодарность. И приходит Вадим в свой нерабочий день и говорит своему учителю «почему же я вас не слушал…» — как медом по сердцу.
Но вот с отличниками — труднее будет. Что же творится в голове у отличников: таких, как наша Светка? «Я вспоминал, когда же я ранее испытывал подобное состояние, когда у меня впервые этот страх появился» — пишет состоявшийся предприниматель — «я теперь понимаю, почему отличники забывают школу, нос в неё не кажут. И если встречаются с бывшими учителями, то делают вид, что не знакомы… Неосознанно отличники (во всяком случае, я), таят обиду на учителей. Большую обиду. И школу мы, отличники, ненавидим! Благодаря ей мы стали морально и физически изуродованными. Это она убила в нас людей. Это она нас сломала. Я себя более-менее хорошо помню уже школьником. Очень „удобный" мальчик. Отличник. Умничка. Я делал то, что было НАДО. Я говорил то, что от меня хотели слышать, делал то, что хотели, чтобы я делал»
Отличники, получается, где-то глубоко хранят обиду на то, что им выделялось внимание только в процессе учебы. И никаких интересных и ярких событий. Только пятерки-четверки, контрольные, олимпиады. Быть может, страх перед наказанием — больший адреналин, чем ожидание результатов отметки?
________________
Автор: Julia Aipkina