Сайт С.И.Тарасенко
учитель русского языка и литературы
* Как стать счастливым? Победить лень или она победит тебя. * Замечали? Ты думаешь, что к тебе люди начали относиться плохо, а на деле просто: это ты стал плохо думать о людях. *
Меню сайта
Пишем правильно

Проверка слова
www.gramota.ru

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
‹‹‹‹‹ назад

     Конфликты учеников с учителем, в их основе, как правило, лежит человеческий фактор. Дети не могут всегда быть послушными, а их наставники — терпеливыми. Не все школьники горят желанием учиться, как и не все учителя — добросовестно выполняют свои обязанности.

      «Тупой» предметник «топит» наглого выскочку-отличника, а непоседа мешает вести урок педантичному педагогу. Вариантов множество. Но в любом случае конфликт разрастается как снежный ком: ребенка поддерживают одноклассники и родители, за учителя единым фронтом выступает педколлектив во главе с директором… Жертвами конфликтов в любом случае становятся дети.

     Родители начинают бить тревогу, когда конфликт ребенка с педагогом дошел «до ручки». То есть у ребенка развился школьный невроз. Можно ли до этого не доводить? Разумеется, тем более что на ранних стадиях недоразумение уладить значительно проще, чем когда ученик и учитель начинают скрежетать зубами при виде друг друга. К сожалению, многие дети не сообщают родителям о своих конфликтах в школе. Некоторые боятся родительского гнева. Другие просто не могут сформулировать суть проблемы — они чувствуют, что что-то не так, но рассказать о наболевшем не могут — это особенно свойственно ученикам 1-6 классов.

Вот как можно заподозрить конфликтную ситуацию:
     - ребенок стал терять интерес к учебе;
     - ученик начальной школы не хочет идти на занятия вообще, более старший ребенок явно пренебрегает каким-то предметом;
     - ребенок «забывает» сделать задание, оставляет дома учебник и тетрадь — пытается вести себя так, как будто этого урока не существует;
     - ребенок неадекватно реагирует на вопросы о каком-либо предмете или учителе, раздражается, изменяется в лице, замыкается в себе;
     - ребенок рисует карикатуры на определенного учителя, уродует учебник по конкретному предмету, его тетрадь грязнее, неряшливее обычного;
     - когда вы приходите с собрания, он исподволь или прямо интересуется, была ли «химичка», «русичка» и т.п. и что она говорила;
     - у ребенка портится успеваемость по определенному предмету. Он может скрывать свои тревоги за внешним безразличием («мне плевать», «я не собираюсь быть инженером» и т.п.);
     - у него понижается самооценка, падает уверенность в себе («я не способен к математике», «из меня не выйдет художника» и т.п.);
     - классный руководитель или учитель делает записи в дневнике ребенка о плохом поведении на уроке.

Почему не стоит пускать ситуацию на самотек?

     Во-первых, страдающий от конфликта ребенок может посчитать, что, отказав в помощи, вы его предали. Это подорвет его доверие к вам и, возможно, он в следующий раз не обратится за помощью в более сложной ситуации. 

     Во-вторых, ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем. 

     В-третьих, конфликтуя с учителем, ребенок находится в очень сложной ситуации. Для него учитель — то же, что для вас начальник. Насколько спокойно и защищенно вы себя ощущаете, когда попадаете под удары начальственного гнева? Не правда ли, вам тяжелее «разрулить» эту ситуацию, чем ссору с другом или тем, кто занимает ту же социальную нишу, что и вы?

     Поговорите с ребенком начистоту. Прежде чем начать разговор, определите его задачу. Если вы соберетесь провести воспитательную беседу на тему: «Учитель всегда прав, а ты должен учиться несмотря ни на что, и вообще, сам виноват…», то ребенок замкнется и вы ему ничем не сможете помочь. Цель вашего разговора — дать ребенку возможность высказать то, что его тревожит.

     Когда ребенок начнет вам рассказывать о своих отношениях с учителем, его рассказ может показаться вам излишне эмоциональным. Он может измениться в лице, проявить колоссальную агрессию, использовать грубые слова. Не прерывайте его, не подавляйте его эмоции — такое поведение естественно для этой ситуации. Когда ребенок будет делать паузы, называйте те чувства, которые он испытывает: ты взбешен, ты чувствуешь несправедливость, ты чувствуешь обиду, унижение и т.п. Не комментируйте услышанное, избегайте соблазна высказать свое мнение или дать совет. Только после того, как эта фаза выражения эмоций, «спускания паров» пройдет, вы сможете перейти к конструктивной части разговора.

Как быть с педагогом-обидчиком, во власти которого находится ребенок?

     Нельзя забывать, что учитель — живой человек со своими слабостями, имеющий собственные симпатии и антипатии, которые, к счастью, не остаются неизменными.

     Иногда бывает достаточно поговорить с учителем по душам — искренне, доброжелательно, чтобы его отношение к вашему отпрыску изменилось в лучшую сторону. В идеале нужно относиться к учителям и в первую очередь к классному руководителю ребенка как к важным деловым партнерам: иметь стратегию и тактику отношений, активно подтверждать позицию союзника в воспитании. Рекомендуется обязательно ходить на родительские собрания, даже если боитесь там услышать неприятные для себя вещи. После собрания вы можете остаться и наедине с учителем обсудить назревшую проблему. Избегайте обвинений, оценок, агрессии, занимайтесь доброжелательным обменом мнениями, обсуждайте общие задачи относительно интересов ребенка.

     Если у вашего ребенка не сложились отношения с жестким, консервативным педагогом, следует учесть, что, с одной стороны, такие люди любят власть, с другой стороны, легко власти подчиняются. В таком случае желательно действовать через школьную администрацию — завуча или директора. Но и здесь следует не выяснять отношения, не давить, а советоваться и просить содействия.

     Как бы то ни было, не бывает таких конфликтов, которые нельзя решить мирным путем, если только есть желание и терпение.

__________________
Автор: Планета школ

Об этом стоит подумать
Время
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Полезная информация



    Методсовет

    Каталог сайтов 'Российское образование в сети'

    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

    Сайт



    Сеть творческих учителей



    Рейтинг сайтов

    Сайт Тарасенко С.И.© 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz